Ан-24. Полёт на Амдерму 
Амдерма сегодня – крошечный полузаброшенный посёлок на арктическом побережье Северного Ледовитого океана с населением всего около 400 человек. Но до чего удивительная штука – география! Поскольку в тех краях поселения невероятно редки и удалены друг от друга на сотни, а порой и тысячи километров, забытую богом Амдерму можно найти на практически любой карте мира! Есть там и аэропорт – причём отличный, способный принимать Ил-76, Ту-154 и другие типы самолётов. Долгие годы Амдерма была одной из крупнейших баз советской военной арктической авиации, одним из центров гидро- и метеорологического обеспечения Северного морского пути. В 1993 году военные были переведены в другие места, а вслед за военными потихоньку покинуло посёлок и почти всё гражданское население. Сегодня в Амдерму раз в две недели летает Ан-24 из Архангельска, выполняются рейсы малой авиации из Нарьян-Мара, плюс вертушки геологов и прочих заезжих специалистов, плюс иногда Амдерму используют как запасной аэродром, когда соседняя Новая Земля не принимает…
Тем, для кого авиация – это исключительно бизнес-класс роскошного «Боинга», наверное, неинтересно будет читать этот пост. Ведь в нём речь пойдёт о совсем другой авиации, а главным героем станет старенький Ан-24, неприметный трудяга региональных линий, и по сей день являющийся одной из самых славных и надёжных лошадок Крайнего Севера, несущий свою службу и в зной, и в метель, и в трескучий мороз, и в песчаные бури, и при штормовом порывистом ветре, и на раскисших весной в непроходимое болото грунтовых полосах крошечных аэропортов самых глухих закоулков нашей Родины. Такие непростые, а порой и экстремальные условия – его родная стихия, во многом для них он и создавался. Но сегодня никакого экстрима не будет - лето, тихий июньский денёк, мы покидаем Архангельск и с короткой промежуточной посадкой в Нарьян-Маре направляемся в Амдерму. Начинается главная часть нашего путешествия.
Рейс Архангельск – Нарьян-Мар – Амдерма выполняет Ан-24РВ бортовой номер RA-46667. Этот борт был построен в 1974 году на Киевском авиационном заводе и всю свою вот уже 40-летнюю карьеру эксплуатируется на Крайнем Севере, сначала в составе Архангельского объединенного авиаотряда «Аэрофлота», затем – в составе флота его наследника «Нордавиа». В 2013 году воздушное судно было передано Псковскому авиапредприятию, но по договоренности между авиакомпаниями продолжает выполнять рейсы «Нордавиа» из Архангельска.

Под добродушное жужжание моторов отрываемся от полосы и берем курс на север – а под фюзеляжем на прощание мелькнула широкая лента Северной Двины.

Первый сегмент пути, от Архангельска до Нарьян-Мара, занимает около двух часов. Внизу облачно.

Настроение у всех приподнятое, а обстановка в салоне весёлая и непринуждённая: почти все, кто летит с «Большой Земли» на Амдерму, - бывалые северяне, хорошо друг друга знают, болтают, смеются, шутят.

Два часа прошли незаметно – начинаем снижение.

Выныриваем из густых облаков: леса остались позади, а внизу теперь - бескрайняя тундра с блюдцами заболоченных озёр. Вот такой он – Ненецкий Автономный округ.

Ан-24 производит посадку в аэропорту Нарьян-Мара и вскоре останавливается на лётном поле в компании других своих собратьев.

Покидаем самолёт и направляемся в крошечный местный «накопитель» – после непродолжительного технического обслуживания воздушного судна и небольшой допосадки мы продолжим маршрут.

В Нарьян-Маре на борт сели ещё пара человек и закинули много груза для Амдермы, часть из которого разместили прямо в салоне. И снова в путь – если Архангельску мы помахали крылом над Северной Двиной, то после взлёта из Нарьян-Мара из окна хорошо видна широкая пойма реки Печоры.

Все прогнозы давали на Амдерму серую и пасмурную погоду, но едва мы приблизились к побережью Карского моря, как облака расступились, и арктические пейзажи предстали во всём своём ошеломляющем великолепии.

Многочисленные речки текут в Ледовитый Океан среди абсолютно плоской тундры, а в ложбинках у берегов белеет снег.

Наконец, внизу блеснула водная гладь – мы летим над покрытым льдинами Океаном.

Народ в салоне оживляется: для большинства из них эти суровые места родные, и в ожидании скорой встречи с Амдермой, пассажиры, вглядываясь в иллюминаторы, всё чаще узнают знакомые места: «Вон мыс Белый Нос!», «А там чуть дальше - полярная станция!» - всё громче раздаётся по салону.

После часа пути делаем разворот, выпускаем шасси и заходим на посадку.

А вот и Амдерма – этот знаменитый курорт на берегу Карского моря, отмеченный практически на всех картах мира! :)))

После посадки в салон входит начальник местного пограничного гарнизона и проверяет погранпропуска – большинство на борту, конечно, местные, плюс пара залётных командировочных, плюс пять человек туристов, в числе которых были и мы с Хельгой.
Долгие годы после вывода отсюда истребительного авиаполка аэропорт Амдермы был в совсем плачевном состоянии, но несколько лет назад здесь начался серьёзный ремонт – и оборудования, и самого здания, которое смотрится теперь весьма презентабельно. Встречать Ан-24 с «Большой Земли» прибежал едва ли не весь арктический посёлок – здесь все всех знают: радость встречи, улыбки….

Над затерянной среди Арктики крошечной Амдермой надменно пролетают современные дальнемагистральные «Боинги» и «Аэробусы» - над посёлком проходит оживлённая воздушная трасса между Москвой и Дальним Востоком. Где-то там, на борту самолёта, летящего в Москву с Камчатки, в уютном затемнённом салоне вышколенные длинноногие стюардессы сейчас подают вкусный второй обед, кто-то спит, кто-то читает, кто-то смотрит третий подряд фильм… До столицы нашей Родины им осталось каких-то три часа полёта.

А к крыльцу крошечного амдерминского аэропорта тем временем подкатил старенький «Зилок» с багажом пассажиров Ан-24...

Москва, Владивосток, Камчатка…. А нам сходить на этой остановке! :))))