Лодочные моторы "Нептун"
История, теория, эксплуатация, доработки и модерницация
Передав в 1963г. производство 10-сильной "Москвы" ржевскому заводу, московский завод "Красный октябрь" приступил к подготовке производства нового, более мощного мотора. С самого начала конструкторы ориентировались на создание мотора, ни в чём не уступающего лучшим мировым образцам. На этот раз они отказались от идеи прямого копирования какого-либо зарубежного мотора, хотя, безусловно и находились под влиянием "шведских идей". Например, дизайн мотора был явно позаимствован у 20-сильного мотора шведской фирмы "Электролюкс".
Новый подвесной мотор был запущен в серию в 1967г. и получил название "Нептун". Мощность "Нептуна" составляла 18л.с. при рабочем объёме 346 куб.см., вес был 43 кг, расход горючего 8 кг/час, что было значительно лучше соответствующих показателей тогдашнего "Вихря".
Но главным было то, что конструктивные решения всех узлов отличались от "Вихревских" надёжностью и удобством обслуживания. В редукторе применялись надёжные шариковые и игольчатые подшипники качения. Вертикальный вал был неразрезным из прутка нержавеющей стали. Помпа водяного охлаждения имела крыльчатку, обеспечивающую большую производительность, проставка под помпой имела рёбра, препятствующие прогибу пластины. Тяга реверса была разъёмной, что позволяло легко снимать редуктор. Подвеска "Нептуна" обеспечивала удобную фиксацию мотора в откинутом положении, надёжную фиксацию на заднем ходу и компенсацию гидродинамического момента. Управлять "Нептуном" было очень легко, боковое усилие на румпеле практически отсутствовало. Поддон был разъемной конструкции, и для того, чтобы почистить нагар и осмотреть кольца, достаточно было снять заднюю часть поддона, не снимая весь двигатель. Сам двигатель также отличался в лучшую сторону от "Вихревского". Золотники газораспределения были выполнены из износостойкого капролона. Поверхности картера, по которым скользят золотники, покрыты хромом, что практически исключало их износ. Была применена прогрессивная двухканальная возвратно-петлевая схема продувки, что обеспечило неплохую по тем временам экономичность. Специально для "Нептуна" была разработана самая надёжная по тем временам система зажигания МН-1, обеспечивающая кроме того и питание бортовой сети электроэнергией напряжением 12 вольт, мощностью 40 ватт. Наконец, на "Нептуне" впервые был применён прочный, удобный и нержавеющий пластмассовый кожух.
Разумеется, как и у всякого нового изделия, были у "Нептуна" и недостатки. У первых "Нептунов" довольно часто на больших оборотах отвинчивалась гайка маховика. Был слабоват узел передачи вращения ручки "газа", что иногда приводило к невозможности сбросить газ в нужный момент. Поначалу "Нептун" комплектовался одним, причём для большинства лодок слишком "тяжёлым" винтом с шагом 300 мм. Впрочем, последний недостаток не был очень серьёзным, т.к. по посадочному месту винта "Нептун" был унифицирован с "Москвой-25", выпуск которой начался в те же годы. Это позволяло применять "московские" винты с шагом 280 и 250 мм.
Практически сразу после организации серийного выпуска "Нептуна" его разработчики взялись за совершенствование конструкции. Вскоре была выпущена модификация "Нептун-М". За счёт повышения степени сжатия мощность мотора была повышена до 20 л.с.
В "Нептуне-М" были устранены "детские болезни" "Нептуна", кроме того, мотор начали комплектовать двумя гребными винтами (с шагом 300 и 280 мм), что позволило эффективнее использовать мощность мотора на большинстве мотолодок.
В 1971г. Началось производство "Нептуна-23". Это был большой шаг вперёд. И дело даже не в прибавке 3-х лошадинных сил мощности, а в том, что эта прибавка была достигнута за счёт применения совершенной трёхканальной возвратно-петлевой схемы продувки цилиндров. Из-за добавления третьего продувочного канала улучшилось охлаждение поршней, смазка бронзовых втулок верхних головок шатунов. Был значительно усилен коленвал. В результате надёжность мотора возросла. Существенно улучшилась экономичность мотора. При довольно высокой литровой мощности "Нептун-23" был способен нормально работать на бензинах А72 ~ А76. Учитывая то обстоятельство, что в стране увеличился выпуск более тяжёлых и комфортабельных мотолодок, был налажен выпуск грузового винта диаметром 260 мм и шагом 220 мм, который позволял наиболее эффективно использовать лодку при полной нагрузке. Фактически, учитывая возможность применять грузовой винт от "Москвы-25" ("-30") с D=232, H=250, в распоряжении владельцев "Нептунов" был комплект из четырёх винтов!
Но даже при равных условиях, с одинаковыми винтами D=240, H=300 "Нептун-23" развивал больший упор, чем "Вихрь-М", несмотря на меньшую на 2л.с. мощность! Подтверждение тому - испытания моторов в опытовом бассейне, отчёт о которых был опубликован в журнале "Катера и Яхты" №53. Да и многократные скоростные испытания серийных мотолодок подтверждают этот факт. Такова цена плохой гидродинамики "вихрёвского" редуктора! А учитывая то обстоятельство, что для "Вихрей" грузовые винты были весьма дефицитны, "Нептун-23" с грузовым винтом практически не уступал в тяге "Вихрю-30" со штатным винтом при больших нагрузках лодок, расходуя в 1.5 раза меньше бензина!
Несомненным достоинством "Нептуна-23" является относительно небольшая шумность. Изо всех отечественных когда-либо выпускавшихся моторов мощнее 17л.с. "Нептун" самый "тихий". Причём в спектре "Нептуновского" шума мало наиболее неприятных для человеческого уха высокочастотных составляющих. Иными словами, "Нептун" солидно басовито урчит, в отличие от "Вихря", издающего пронзительный визг (особенно, если это "Вихрь" со стальным кожухом).
Наконец, следует отметить неплохой дизайн и элегантность "Нептуна", хотя "традиционно" отечественные предприятия мало уделяют внимания эстетической стороне продукции. "Нептун-23" довольно качественно окрашивался в изумрудно-зелёный цвет, что в сочетании с белым кожухом удачной формы с яркими надписями на боках придавало мотору аккуратный нарядный вид и сразу заставляло владельца проникнуться уважением к своему любимцу.
Недостатков у "Нептуна-23" семидесятых годов выпуска было немного
Между поддоном и дейдвудом был кольцевой зазор, через который на большой волне свечи заливались водой. Любители закрывали этот зазор специально вырезанной резиновой накладкой.
Латунная втулка резиновой крыльчатки помпы охлаждения имела совершенно гладкую цилиндрическую поверхность, к которой приваривалась резина. Это приводило к тому, что чрезмерно "зажатая" крыльчатка проворачивалась на втулке, что приводило к отказу системы охлаждения. Этот недостаток устранялся выполнением в крыльчатке трёх резьбовых отверстий между лопастями и дополнительным креплением резины к втулке тремя винтами.
Нижняя цапфа коленвала и уплотнительные манжеты были плохо защищены от воздействия смеси выхлопных газов и воды, выходящей из системы охлаждения, что постепенно приводило к проникновению воды в картер, ухудшению запуска и коррозии нижнего коренного подшипника. Особенно сказывался этот неприятный конструктивный недостаток при эксплуатации в морской воде. Для борьбы с этим явлением владельцы устанавливали в дейдвуд перегородки (аналогично конструкции "Ветерков"), либо, что сложнее, специальную втулку на резьбе, защищающую манжеты.
Испытания опытного образца "Нептуна-33".
В конце 70-х годов заводом была проведена модернизация "Нептуна-23", в результате кольцевой зазор на заводе стали закрывать резиновой накладкой, для защиты манжет был предусмотрен алюминиевый экран, были выполнены некоторые изменения конструкции, направленные на повышение удобства пользования мотором.
Кроме того, в 70-е годы заводом проводились разработки новых модификаций моторов. Были изготовлены опытные образцы трехцилиндровых 33-сильных моторов, 23-сильных моторов с электростартером и электронным зажиганием, которые неплохо показали себя в традиционных гонках на призы журнала "Катера и Яхты".
Но вот в чёрный день 15 сентября 1981г. произошло второе с 1978г. повышение цен на бензин и одновременное волюнтаристское повышение цен на все лодки и моторы в 1.5 раза под лозунгами борьбы за чистоту окружающей среды. К тому же по всей стране прокатилась волна необоснованных запретов на эксплуатацию мотолодок. Это был тяжелейший удар, от которого отечественная промышленность до сих пор не может оправиться. В результате этого резко упал спрос на все лодки и моторы, были сняты с производства многие модели подвесных моторов и лодок, прекращены конструкторские работы в этой области. "Нептун-23" был снят с производства в 1984г. в связи с затовариванием рынка. Ещё через пару лет, в 1986г. для того, чтобы распродать - таки огромные запасы различных лодок и моторов на складах, цены были снижены до прежнего уровня, а кое-где и ниже. В результате отрасль понесла огромные убытки. Моральный же ущерб гражданам не поддается никакому подсчёту.
На протяжении всех лет безвременья "Красный Октябрь" продолжал выпуск запчастей для "Нептунов", что позволяло истинным любителям - водномоторникам "оставаться на плаву". В 1992-93 годах произошло загадочное событие: во многих регионах страны появились в продаже "Нептуны-23", выкрашенные в противный оранжевый цвет, но без надписи "Нептун-23" на кожухе. Согласно прилагаемым документам, выпускал эти рыжие моторы какой-то сибирский военный завод. Вскоре эти моторы так же быстро исчезли из продажи, как и появились. До сих пор неясно, производились ли "Нептуны" в Сибири по лицензии "Красного Октября", или это была нелегальная самодеятельность, но работали эти моторы у тех, кто их купил, не хуже московских. И на том спасибо.
В 1994г. на "Красном Октябре" (переименованным к тому времени в "АО им. Чернышева") собрались с силами и возобновили производство "Нептуна-23". К чести заводчан, возрождённый "Нептун" не был простой копией "Нептуна" 70-х. Вот перечень изменений:
Комплектация новым более совершенным карбюратором К-65, благодаря чему снижен расход горючего и улучшен запуск;
Комплектация электронным зажиганием МБ-22, причём маховик применяется прежний;
Кожух новой формы, с удобной ручкой-воздухозаборником;
Выпуск модификации мотора с удлинённым дейдвудом.
http://www.motolodka.ru/neptun.htm